Есть справедливость на свете
20 мая 2022 г. Первым апелляционным судом общей юрисдикции было отменено постановление Московского городского суда от 5 апреля 2022 г. о продлении срока содержания под стражей С. до 15 месяцев.
Данное дело находилось на контроле Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Татьяны Москальковой с октября 2021 г., когда на личном приеме к омбудсмену обратились супруга С., его адвокат и боевые товарищи по службе в спецподразделениях МВД России.
За период своей служебной деятельности ветеран боевых действий полковник полиции С. многократно выезжал в командировки в «горячие точки», включая Нагорный Карабах, Чеченскую Республику и другие республики Северо-Кавказского региона для выполнения специальных заданий. За особые заслуги он был отмечен высокими государственными наградами и знаками отличия, в числе которых ордена Мужества и Александра Невского, медали «За отвагу», «За боевые заслуги», «За заслуги перед Отечеством» I и II степени и «За отличие в охране общественного порядка».
При прохождении службы С. был неоднократно ранен и контужен, также у него был диагностирован ряд тяжелых заболеваний, подтвержденных документально.
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации неоднократно обращалась в органы прокуратуры в целях проверки обоснованности нахождения С. под стражей, а также к руководству ФСИН России с просьбой обеспечения ему специализированной, высокотехнологичной медицинской помощи и освидетельствования на предмет изменения меры пресечения в связи с наличием заболевания, препятствующим содержанию под стражей.
По результатам проведенного осмотра в научно-исследовательском институте скорой помощи им. Н.В.Склифосовского С. было показано плановое кардиохирургическое оперативное лечение (включая операцию «на открытом сердце»), что в условиях содержания под стражей практически невозможно.
Безусловно виновность лица в совершении конкретного преступления должна определяться только судом. Но в сложившейся ситуации использование в отношении С. такой строгой меры пресечения, как содержание под стражей, представлялась не гуманной и излишней.
Мы не теряли веру в справедливое решение и предпринимали неоднократные попытки обратить внимание на необходимость изменения С. меры пресечения на иную более мягкую. Это системная проблема, о которой неоднократно говорил Президент Российской Федерации Владимир Путин.
Вера в справедливое решение восторжествовала – с учетом представленных стороной защиты и участвовавших в апелляционном заседании представителей рабочего аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации сведений суд принял решение изменить меру пресечения в отношении С. на запрет определенных действий на срок 3 месяца.
Одновременно в связи с допущенными в ходе следствия нарушениями судом в отношении следователя З. было вынесено частное постановление.
